Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
ГИА проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
- в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Для участия в ГИА необходимо подать в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов до 1 марта (включительно). ГИА по программам основного общего образования включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Таким образом, условием получения обучающимся аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА по четырем учебным предметам.
Чем отличается ГВЭ от ОГЭ?
Разница между аттестатами ГВЭ или ОГЭ.
- Аттестат по ОГЭ или ГВЭ не отличаются по оценкам и предметам. Оба эти аттестата позволяют поступить в колледжи и техникумы.
- Аттестация в форме ОГЭ и ГВЭ проходит в одни и те же сроки, но имеет различия.
Ключевые отличия ГВЭ от ОГЭ, которые необходимо учитывать:
- Форма ГВЭ — проще, чем стандартные экзамены. Заданий меньше, а вместо тестов чаще используются проверочные задания. Можно выбрать форму экзамена. По русскому есть выбор между диктантом (для школьников с РАС), сочинением или изложением с творческим заданием. По математике ученики пишут контрольную работу из 10 заданий.
- Расширенные временные рамки. Если экзамен сдает учащийся с ОВЗ, то независимо от выбранной формы экзамена к стандартному времени прибавляются дополнительные полтора часа.
- Дополнительная поддержка. Во время экзамена с выпускником присутствуют врачи и ассистенты на случай, если потребуется помощь, разрешенная при проведении экзаменов. Количество учеников, которые одновременно сдают экзамен в аудитории, могут сократить с 15 до 5.
- Возможность сдачи экзамена на дому. Для выпускников, которые не могут выходить из дома по состоянию здоровья, аттестация проводится на дому. Для этого к выпускнику приезжают два организатора, которые ведут запись экзамена.
- Задания формируются с учетом особенностей здоровья. В частности, выпускники с нарушениями зрения выполняют задания устно или по шрифту Брайля. Школьники, имеющие расстройства речи или слуха проходят аттестацию вместе с сурдопереводчиком, при особо тяжелых нарушениях речи экзамен может быть полностью переведен в письменный формат. Аудитория оснащается всем необходимым: пандусами, удобной мебелью и пр.
- Допускается использование технических средств. Ученики могут пользоваться звукоусиливающим оборудованием, слуховыми аппаратами, увеличительными устройствами и пр. Но смартфоны остаются под запретом.